Интервью П. Каплунова газете "Вестник Ростелеком"

Опубликовано: 05.04.2018
В мартовском номере корпоративного издания "Вестник Ростелеком" опубликовано интервью генерального директора "Ростелеком - ЦОД", Павла Каплунова, посвященное стратегии развития компании.

Павел Каплунов: Наша ключевая идея - внедрение сервисной модели


Данные сегодня принято называть новой нефтью. Если продолжать сравнение, то, подобно нефтеперабатывающим заводам, ведущую роль в превращении их в ценный цифровой продукт играют центры обработки данных. О том, как развивается центр компетенций облачных услуг «Ростелекома», что объединяет дата-центры и электростанции и как виртуальное рабочее место может влиять на работу прокурора, «Вестнику» рассказал Павел Каплунов, генеральный директор компании «Ростелеком – Центр обработки данных».

– «Ростелеком – ЦОД» уже второй год развивается как центр компетенций в области разработки, эксплуатации и предоставления услуг коммерческих ЦОД и облачных услуг. Как сегодня устроен этот центр и оправдывает ли себя это объединение?

«РТК – ЦОД» состоит из трех основных бизнес-составляющих. Это центры обработки данных, обеспечение коннективности и облачная инфраструктура. Мы продолжаем расти после того, как стали частью группы «Ростелеком». У нас появилось направление разработки облачных продуктов – компания «Тионикс», мы интегрировали в себя «дочку» «Ростелекома» «Национальные дата-центры», ММТС-9. Такая структура уникальна для России, но все зарубежные крупные компании построены ровно по такому же принципу. Этот подход помогает нам реализовать основную идею: сосредоточить в одном месте все услуги, необходимые клиенту для построения своей информационной системы.

– Активно интегрируя новые компании, вы, должно быть, сталкиваетесь с необходимостью унифицировать работу этих направлений?

Мы просто стараемся вписывать новые активы в свои шаблоны. Например, при запуске нового ЦОД набираем команду, которая начинает работать на действующей площадке и одновременно смотрит за монтажом новой. Когда ЦОД готов к эксплуатации, сотрудники выходят туда и начинают работать по тем стандартам, которым они уже обучились. Вот сейчас, например, готовимся к запуску ЦОД в Удомле, рядом с Калининской АЭС – будем внедрять там эксплуатационные характеристики и регламенты, которые действуют в других наших дата-центрах.

– Новые ЦОД будут строиться только на территории России? Рассматриваете ли вы международные проекты, например, в области пропуска трафика?

«РТК – ЦОД» уже интегрирована в международную систему пропуска трафика и доступа к информационным ресурсам в интернете через нашу точку обмена трафиком МСК-IX. Так, у нее есть представительство в Риге, планируем открыть представительство во Франкфурте-на-Майне. Наша DNS* размещена на всех континентах, ну, разве что за исключением Антарктиды. У нас есть идея тиражирования опыта создания ЦОД совместно с «Росатомом», чтобы пакетировать эту услугу и открывать новые площадки за рубежом там, где он строит свои станции.

– А почему нам интересно такое соседство?

Дата-центры – одни из крупнейших потребителей электроэнергии, они используют от 3 до 4% всей вырабатываемой на планете энергии. Только несколько десятков ЦОД Google потребляют 500-600 МВт, и это значительно больше, чем потребности города среднего размера. Все площадки «Ростелекома» сегодня потребляют около 35 МВт. А когда подключится Удомля, к ним прибавится еще 48 МВт. При этом стоимость электроэнергии – внушительная составляющая в операционных затратах ЦОД. Поэтому во всем мире дата-центры стараются ставить там, где низкие тарифы или дешевое подключение. Такие условия чаще всего доступны на территориях рядом с электростанциями.

– От чего еще может зависеть выбор места для размещения ЦОД?

Центры обработки данных концентрируются в местах сосредоточения экономики. Вместе с «Ростелекомом» мы реализуем программу создания сети ЦОД в центрах всех федеральных округов. Каждая площадка должна стать точкой концентрации ИТ-ресурсов «Ростелекома» и выполнять несколько функций – прежде всего, размещение информационных ресурсов федеральных органов власти и оказание услуг коммерческому сегменту. Выигрыш для группы компаний в том, что все ее потребности удовлетворяются одной площадкой, которая обслуживается одной командой по одним стандартам. Это эффект масштаба. Такой сетью ЦОД, по нашим оценкам, в ближайшее время будет располагать только «Ростелеком». И дело даже не в количестве стоек – с таким покрытием и связанностьюмы мы имеем уникальное конкурентное преимущество.

– Не так давно к «Ростелекому», вернее, к специально созданной внутри «РТК – ЦОД» компании перешли функции «Технического центра интернета» (ТЦИ). Для чего это сделано?

Я бы назвал это шагом к воплощению нашей ключевой идеи – внедрению сервисной модели. Такая модель экономит деньги государства,  а также является компонентом программы «Цифровая экономика». Кроме того, с точки зрения компетенций «Ростелеком» – самый продвинутый игрок на рынке. Дочерняя компания МСК-IX уже много лет обслуживает российскую сеть DNS-серверов корневых доменов .ru .рф и .su, которая тесно связана с реестрами. В ТЦИ хорошие специалисты, но это маленькая компания. Ее возможности несоизмеримы с тем, что может сделать «Ростелеком»  для надежной работы российского сегмента интернета. К тому же привлечение профессиональной команды по обслуживанию реестров отражает мировые тенденции. В США, например, которые никто не назовет нерыночной страной, домен .us поддерживает частная профессиональная компания.

– Вы коснулись темы цифровой экономики. Как «РТК – ЦОД» участвует в реализации этой программы?

При подготовке плана мероприятий направления цифровой экономики «Информационная инфраструктура», центром компетенций по которому является «Ростелеком», мы отвечали за раздел «ЦОДы и облачные хранилища».  Одна из наших основных задач – помогать клиентам любого уровня, в том числе и государственным, обслуживать и развивать действующие ИТ-системы и создавать новые. Государство и крупные компании заинтересованы в партнере, который сможет оказывать такие услуги. А цифровая экономика – один из путей формализации и реализации этой идеи. Так, мы еще в прошлом году вместе с «Ростелекомом» начали программу цифровой трансформации Генеральной прокуратуры РФ. Была написана Концепция цифровой трансформации, она утверждена как официальный документ. Нам предстоит обновить оборудование и ПО, внедрить типовое рабочее место чиновника, оцифровать процедуры. Подобную трансформацию, кстати, проходила генпрокуратура Казахстана. Перейдя на цифровые методы – скрещение баз, предоставление доступа к ним на рабочих местах – она смогла снизить среднюю раскрываемость преступлений с нескольких месяцев до нескольких недель.

– А что подразумевается под типовым рабочим местом чиновника?

Это решение на базе нашего собственного продукта – виртуальное рабочее место. Что-то вроде «удаленки», когда ваш компьютер помещен в ЦОДе, а вы из любой точки получаете защищенный доступ к своему рабочему столу и программам и работаете в той среде, к которой привыкли. Обновление ПО, заливка новых лицензий, изменение прав доступа, расширение приложений – все делается дистанционно в дата-центре. Таким образом снижается трудоемкость обслуживания распределенных сетей. Этот продукт включен в реестр отечественного программного обеспечения, имеет сертификацию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. На его основе мы уже сделали инфраструктуру для Росреестра. А вместе с Минкомсвязи решаем задачу по созданию типового рабочего места чиновника.

– Какие ключевые события ждут компанию до конца года?

Будем много строить – введем первую очередь ЦОД в Удомле, запустим площадку в Екатеринбурге и начнем стройку в Петербурге и Новосибирске. Активно развиваем нашу облачную платформу для того, чтобы обеспечить ресурсами все проекты «Ростелекома» и наши собственные. Готовим несколько релизов по продуктам – средствам управления облаком и «Медиалогистике», нашему решению по раздаче пакетов телеканалов для IPTV-провайдеров. И, конечно, продолжим проекты цифровой трансформации госорганов.

* Domain Name System – система доменных имён

Вестник Ростелеком, март - 2018: https://www.rostelecom.ru/upload/iblock/1be/VRTK_03_150_2018_page.pdf 






Обратный звонок