ЦОД как App Store: почему заказчики хотят покупать дата-центр по частям?

Опубликовано: 26.05.2014

О том, как и когда дата-центры стали продуктами, об услугах дата-центров читайте в комментариях Коммерческого директора SAFEDATA Михаила Марголина, опубликованных в статье Компьютерры.

Любой технологический тренд или продукт развивается по принципу «от сложного к простому». Сначала кто-то задаёт направление, затем его подхватывают и развивают, а через некоторое время появляется первый продукт — как правило, универсальный. Не стану утверждать, будто абсолютно все технологические тренды и продукты развиваются по такой схеме, но зачастую сначала получается некая сложная разработка, а уже потом она специализируется и упрощается.

Простейший пример — корпоративный софт. Сначала все, кто мог себе это позволить, разрабатывали собственные приложения и программы, ссылаясь на то, что найти рыночное решение, удовлетворяющее потребностям конкретного бизнеса, невозможно. Затем софтверные вендоры во главе с Microsoft, Adobe и другими это опровергли. А Salesforce после этого вообще перечеркнула концепцию предустановленного софта, предложив любой компании облачные приложения.

В индустрии дата-центров происходит ровным счётом то же самое. Только в силу размеров и сложности этого рынка проследить явления в масштабе нелегко. Однако давайте сделаем это в сжатом, но информативном формате.

В самом начале дата-центры нужны были только крупным компаниям, связанным с телекоммуникациями. Интернет-провайдерам, телекомам, ИТ-операторам, большим вендорам. Всем тем, кому требовалось обрабатывать и хранить такие объёмы данных, для которых просто не хватало офисных компьютеров. Сами офисные ПК, надо сказать, тоже выросли из дата-центров, а точнее, из больших компьютеров, занимавших целые залы. Затем дата-центры стали строить не только гиганты, но и компании поменьше — ритейлерские сети, разработчики софта, оптовые компании. И тогда впервые появились компании, которые стали заниматься этим профессионально — строить дата-центры на заказ. ЦОДы стали объектами купли-продажи, что и определило их дальнейший путь к превращению в продукт.

Впрочем, тут как с недвижимостью, которую не только строят, продают или покупают, но и сдают в аренду. Тем, кому дата-центр целиком оказался не нужен, а вполне хватило бы пары стоек, как нельзя лучше подошёл колокейшен. И вот именно колокейшен — как частичная аренда дата-центра — стал первым шагом к переходу от ЦОДа как комплексного решения к ЦОДу как набору подключаемых компонентов.

По мнению коммерческого директора компании SAFEDATA Михаила Марголина колокация — наиболее популярная услуга среди российских потребителей вычислительных мощностей. И вот почему:

«Колокация является самой консервативной из всех услуг, предлагаемых коммерческими ЦОДами. Рынок услуг коммерческих ЦОДов находится на начальном этапе развития — и, соответственно, развитие начинается с самой консервативной и понятной всем услуги. По мере увеличения объёма применения, значимости и критичности ИТ-систем для бизнес-процессов компаний будет расти объём услуг коммерческих ЦОДов, предоставляющих профессиональный, надёжный, гарантированно доступный сервис 24 часа в сутки 365 дней в году. Борьба за сокращение издержек на ИТ и высокие требования к информационной безопасности сделают востребованными и услуги ЦОДов более высокого уровня, такие как аренда оборудования и софта, облачные решения, резервные хранилища, виртуальные рабочие места и другие».  

Не менее важным переходным моментом на пути к превращению дата-центров в продукт стало появление модульных ЦОДов. Что такое модульный ЦОД по своей сути? Это конструкция, которая в отечественной практике раньше называлась серверными комнатами. То есть специальное помещение, построенное из сэндвич-панелей и снабжённое необходимым количеством серверов и прочего инфраструктурного оборудования. И если раньше такие модули строили исключительно ИТ-компании, которым необходимо было безопасно развернуть ЦОД внутри имеющегося здания, то сегодня модульные дата-центры выходят на замену крупному капитальному строительству. Одно из их главных преимуществ заключается в том, что заказчики могут разместить их, по сути, где угодно.

Однако, на российском рынке модульные ЦОДы пока что не прижились. Михаил Марголин считает, что выделенные места в дата-центрах удобнее для заказчиков:

«По нашему мнению, эксплуатация модульных ЦОДов является для заказчиков достаточно сложным и затратным делом, так как требует высококвалифицированной службы эксплуатации. Мы предлагаем нашим клиентам с повышенными требованиями к безопасности выделенные, отгороженные места в залах наших дата-центров с доступом по персональным прокси-картам, удовлетворяющие всем требованиям регуляторов. Такие решения являются существенно более экономически эффективными и технологичными для заказчиков».

Таким образом, ЦОДы стали объектом стандартизации, а это ведёт к тому, что появляются стандартизированные решения. И вот круг замыкается. От индивидуальных софтверных разработок — к Microsoft Office. От собственных ЦОДов — к концепции ЦОДа-продукта. Судя по всему, мы с вами находимся примерно в середине следующей ступени развития рынка дата-центров. И в конце этого периода любой компонент, любую часть и любую вычислительную мощность ЦОДа можно купить, как приложения в App Store или Google Play.

И этот простой, на первый взгляд, тренд может всерьёз изменить индустрию. Причём определённые признаки таких изменений уже можно наблюдать на рынке. И первейший из них — это вход гигантов ИТ-индустрии. IBM, Verizon, Iron Mountain — все эти компании сегодня стараются отвоевать как можно больше пространства среди игроков, строящих коммерческие ЦОДы. Не говоря уже о том, сколь масштабное строительство они разворачивают для собственных нужд. И это делает индустрию более стабильной, ведь чем больше крупных игроков, тем меньше вероятность провала рынка в случае проблем у одного из них.

Эксперт SAFEDATA Михаил Марголин, считает, что по мере развития вычислительной техники конечные пользователи будут отдаляться от физического оборудования — а значит, наиболее востребованным продуктом должны становиться услуги виртуального ЦОДа с большим ассортиментом сервисных приложений и развитой сетевой инфраструктурой.

Так или иначе, если бы мы составляли визуальный график развития ЦОДов, то наверняка пришли бы к восходящему тренду, стремящемуся к бесконечности между осями «ЦОД» и «Продукт». Чем более «продуктовым» по сути своей становится дата-центр, тем больше компаний открывают для себя не только колокейшен, но и возможность покупать лишь необходимые части дата-центра.

Оригинал статьи опубликован в издании Компьютерра от 19 мая 2014 года



Обратный звонок